- Борьба с терроризмом
- БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ (англ struggle against terrorism) - по законодательству РФ деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности (ст. 3 ФЗ «О борьбе с терроризмом»**).
Правовую базу Б. с т. в РФ составляют Конституция РФ*, УК РФ*, ФЗ «О борьбе с терроризмом», др. федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов гос-ной власти. Правовые и организационные основы Б. с т. в РФ, порядок координации деятельности осуществляющих Б. с т. федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением Б. с т. установлены ФЗ «О борьбе с терроризмом».
Б. с т. в РФ основывается на принципах: законности; приоритета мер предупреждения терроризма; неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности; сочетания гласных и негласных методов Б. с т.; комплексного использования профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер; приоритета защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; минимальных уступок террористу; единоначалия в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; минимальной огласки технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава их участников.
РФ в соответствии с международными договорами сотрудничает в области Б. с т. с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими Б. с т. Руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, РФ преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в т.ч. в случаях, когда террористические акции планировались либо проводились вне пределов РФ, однако наносят ущерб РФ, и в др. случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Основным субъектом руководства Б. с т. и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство РФ. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в Б. с т. в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Субъектами, непосредственно осуществляющими Б. с т. в пределах своей компетенции, являются: ФСБ РФ; МВД РФ; СВР РФ; ФСО РФ; Минобороны РФ; ФПС РФ.
Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и др. федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством РФ (напр., такой Перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 22.06.1999 г. № 660).
Компетенция субъектов, осуществляющих Б. с т., и основные функции субъектов, привлекаемых к такой борьбе, установлены ст. 7 и 8 ФЗ «О борьбе с терроризмом».
Для координации деятельности субъектов, осуществляющих Б. с т., в соответствии с решениями Президента РФ или решениями Правительства РФ могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6.11.1998 г. № 1302 была образована Федеральная антитеррористическая комиссия и утверждено Положение о ней.
Федеральная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи: вырабатывает основы гос-ной политики в области Б. с т. в РФ и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности; осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории РФ; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих Б. с т., в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций; принимает участие в подготовке международных договоров в РФ в области Б. с т.; вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства РФ в области Б. с т.
Правовая и социальная защита лиц, участвующих в Б. с т., осуществляется по правилам гл. V ФЗ «О борьбе с терроризмом». См. также Зона контртеррористической операции.
Энциклопедия права. 2015.